Сборник Гигиена труда, Выпуск 25, 1989 год

Напряженность труда и пути повышения работоспособности учителей

Л.И. Ковалева


doi

Киевский НИИ гигиены труда и профзаболеваний

Повна стаття (PDF)

Труд преподавателей средних школ изучали с помощью про- фессиографических и социологических методов (анкетирование, хронометраж, карты самохронометража, интервьюирование). Исследовали также функциональное состояние ЦНС, сердечно-сосудистой, мышечной систем в динамике рабочего дня и года. Проанализированы данные о состоянии здоровья 400 учителей.

Изучение бюджета времени учителей с помощью метода аутохронометража выявило большую общую продолжительность работы. Помимо нормативной нагрузки, которая у преподавателей младших классов составляет 24 ч, старших классов— 18 ч в неделю, от 28 до 32 ч уходит на работу, не связанную непосредственно с проведением уроков. У преподавателей языка и математики рабочее время составляет в среднем 10,5 ч в день, у учителей начальных классов—10—11 ч, у преподавателей истории и географии— 8—9,6 ч, биологии—10,1 ч, иностранного языка — 8— 9 ч. Подготовкой к проведению уроков учителя (в зависимости от предмета и стажа) занимаются от 12 до 15 ч в неделю. Значительное внеурочное время отнимает воспитательная работа внеклассного характера, встречи с родителями, проверка тетрадей, общественная работа. Распределение этого времени в течение недели весьма неравномерно. Домашний труд преподавателей- женщин в среднем занимает 20—24 ч в неделю.

Полученные данные подтверждают существующее мнение о том, что физиологи труда должны уделять больше внимания изучению профессий умственного труда. К таковым относятся конструкторы, научные работники, студенты, учителя и представители других профессий умственного труда. Эти виды умственного труда характеризуются накоплением утомления, которое можно выявить только при длительных исследованиях.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости оптимизации труда учителей.

В целях повышения работоспособности и сохранения их здоровья целесообразно проведение социальных, медико-биологических и физиолого-гигиенических мероприятий [6]. Большое значение имеет профессиональный отбор. Эффективность оздоровительных мероприятий зависит от правильности оценки уровня функционального состояния организма.

Литература

  1. О принципах количественной оценки тяжести и напряженности труда по данным физиологических исследований / А. О. Навакатикян, Ю. И. Кунднев, О. П. Охременко и др.//Гигиена труда и проф. заболевания. — 1971. — № 7. — С. 3—9.